Шевелева Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории. учитель- логопед первой квалификационной категории

Стажерская площадка «Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФОП»»

(Слайд 1.)

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашей педагогической стажерской площадке «Технологии исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФОП»

Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

Хочу вам предложить в виде разминки игру.

(Слайд 2) Игра на положительный психологический настрой «Мозговой штурм»

Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.

-Объясните высказывание Льва Семеновича Выготского: «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».

-Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого?

Часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами.

 (Слайд 3) Мифы об исследовательской деятельности:

1. Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

2. Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.

3. В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.

4. Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. п.

5. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.

6. Главный результат такой работы – победа на конференции.

7. Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

 Актуальность темы. Освещение актуальности изучаемой темы, значимости ее на современном этапе.

- Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФОП дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.

 (Слайд 4) Это и определило тему моего образовательного  проекта «Лаборатория «Почемучка»

 Цель исследовательской деятельности  способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Задачи:

1. Развивать интересу детей к исследовательскому поиску. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процесс обучения и в повседневной жизни.

2. Расширить знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей и совершенствования педагогического мастерства.

3.Сформировать у родителей представления по развитию познавательно- исследовательской деятельности детей.

4.Разнообразить, пополнить развивающую предметно- пространственную среду по познавательно- исследовательской деятельности.

(Слайд  5) Этапы работы над проектом:

1 этап  -  начальный (констатирующий – диагностический) сентябрь

Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики уровня  развития  творческих  способностей  детей,  выявление  проблемы,  изучение индивидуальных особенностей;

2 этап – основной (формирующий) с ноября по апрель; а

Основной этап предполагает апробацию различных педагогических технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

3 этап – заключительный (контрольный)  май.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования

 (Слайд 6) Организуя работу по данной теме,  изучила методику Александра Ильича Савенкова, доктора педагогических, психологических наук, профессор кафедры психологии развития.

Данная методика оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка. Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.

  (Слайд 7) Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий (Савенков А.И.)

1шаг – выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследования – уметь отыскать сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным, простым.

2 шаг – Выбор темы исследования. Выбирая тему исследования следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием.

Столкнулись, что исследовательская деятельность похоже на проектную деятельность. Однако все же есть различия.

Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний, а проект – это всегда решение какой-то практической задачи.

3 шаг – Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос, о том, зачем проводится исследование).

Цель исследования начинается со слов – выявить, изучить, определить.

Цели проекта со слов – разработать, создать, выполнить.

4 шаг – Определение задач исследования (основных шагов направления исследования)

5 шаг – Выдвижение гипотезы (предложения, догадки). Гипотеза – это попытка предвидения событий.

6 шаг – Составление предварительного плана исследования. Ответ на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, , что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования: подумать самому, прочитать книги, посмотреть фильм, спросить у других людей, понаблюдать….

7 шаг – Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

8 шаг – Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовало открытию знаний самим ребенком через творческий, исследовательский поиск.

 ( Слайд 8)  В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения необходимо развивать в разных видах деятельности определенные умения:

1. Видеть проблемы

2. Выдвигать гипотезы, строить предложения

3. Задавать вопросы

4. Оперировать понятиями: явление, причина, следствие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, невозможность. Все это развивает абстрактное мышление.

5. Классифицировать

6. Наблюдать

7. Делать выводы и умозаключения.

Для того чтобы исследовательская деятельность вызвала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию, создавать проблемную ситуацию, решая которую ребенок будет открывать для себя что-то новое.

(Слайд 9)Пути создания проблемных ситуаций.

1. Преднамеренное сталкивание жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которых они не могут, не хватает знаний, жизненного опыта.

2. Преднамеренное побуждение детей к решение новых задач старыми способами.

3. Побуждение детей выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения.

(Слайд 10) Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методы и приемы:

1. Подведение детей к противоречию и предложить самостоятельно найти способ его разрешения.

2. Изложение разных точек зрений на один и тот же вопрос.

3. Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.

4. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.

5. Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику, рассуждение.

6. Постановка проблемных задач.

(Слайд 11) Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.


1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. 


2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности 


3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).


4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах). 
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

 (слайд 12) В нашей группе существует центр познавательно- исследовательской деятельности

* Инструменты и материалы для опытно-экспериментальной деятельности

· Картотеки опытов и экспериментов.

· Игры и пособия для развития познавательной деятельности.

· Наглядно – иллюстративный материал.

· Папка схем- алгоритмов выполнения опытно-экспериментальной работы и т.д.

(Слайд 13)А также проведены:

- анкетирование для родителей;

- консультации для родителей;

 - мастер – классы (для педагогов и родителей)

- оформление папок- передвижек

- оформление фото выставки;

- изготовление памяток и буклетов для родителей и воспитателей;

- изготовление лэпбука, макета солнечной системы;

- пополнение пространственно-предметно развивающей среды.

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию

Цель мастер-класса: Заинтересовать коллег на проведение познавательно-исследовательской деятельности детей посредством демонстрации некоторых видов опытов и экспериментов с бумагой, водой, магнитом.

Ход мастер-класса.

I часть. Научная обоснованность.

Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты и эксперименты с некоторыми материалами.

И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку. А вы потом пригласите своих воспитанников в свою сказку.

II часть. Практическая.

Сказка «Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утёнок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения педагогов.)

Опыт №1.

Поместим насекомых в емкость. А теперь сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло? (Предположения педагогов).

Вывод: Если смотреть на насекомых через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

Продолжаем путешествие по сказке…

Неподалеку утёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов. Утёнок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться, но боялся, не утонет ли лодочка. Лодка не тонула. Почему лодка не тонула? (Предположения педагогов).

Гипотеза: Соленая вода имеет большую плотность. И сейчас мы это проверим в следующем эксперименте.

Эксперимент №2.

Перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки, опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И поэтому лодка не тонет.

Сказка продолжается…

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются прекрасные цветы. Какие это были цветы? (Кувшинки). Почему они распускаются? (Предположения педагогов). Давайте проверим.

Опыт № 3.

На столах у Вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на Ваших глазах лепестки цветов распускаются. Почему это происходит?

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт № 4.

Утёнок, качаясь на лодочке, не заметил, как обронил булавочки в воду. А он так хотел их Вам подарить, уважаемые коллеги. Как мы можем достать их, не замочив руки? (Предположения педагогов). Ваши способы очень интересные, а я предлагаю магниты (Пробуют достать булавочки магнитом). Я дарю Вам булавочки от утёнка и хочу, чтобы Вы «прикрепили» на них своё мастерство, творчество, удачу.

III часть. Рефлексия.

Что Вы сегодня приобрели нового? Давайте вспомним и «прикрепим» на булавочки все новые знания и умения.

IV часть. Заключение.

Уважаемые коллеги! Вот видите, Вы убедились сами, что познавательная деятельность ребенка понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, это творческое приобретение знаний через интересные опыты и эксперименты, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с Вами убедились.

Я думаю, что Ваше участие в мастер-классе способствовало повышению Вашего профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт, надеюсь, будет использоваться Вами в практической работе с детьми.

(Слайд 14) В работе по  познавательно-исследовательской деятельности использовала такую методическую литературу:

1.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Национальный книжный центр, 2017.

2. Савенков А.И.Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников  «Я – исследователь». – М.: Национальный книжный центр, 2016.

(Слайд 15) Закончить стажерскую площадку хотелось бы притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте м. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания

Спасибо за внимание и участие!

15 декабря 2024 в 21:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.