Шевелева Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории. учитель- логопед первой квалификационной категории

Конструкт интегрированного занятия Тема: «Путешествие в подводный мир»

Тема: «Путешествие в подводный мир»

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа

Форма организации:  групповая, индивидуальная

Образовательная область: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Тип занятия комплексное

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, музыкальная, художественная

Учебно-методический комплект: Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.,2016г.;

Принципы воспитания и обучения:

· принцип деятельности

· принцип психологической комфортности

· принцип творчества

· принцип здоровьесбережения

· принцип тематичности

· принцип развивающего образования

Методы воспитания и обучения:

· словесный – беседа

· наглядный – иллюстрации, ИКТ

· практический – задания,  работа в группах

· частично поисковый

· игровой

· метод стимулирования – поощрение, создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием

Средства:

v наглядные: персонажи сказок, домашние и дикие животные, картины деревни и леса, 7 лепестков из сказки «Цветик – семицветик», геометрические фигуры.

v мультимедийные: ноутбук, мультимедийная презентация подводного мира, «музыкальная видео - зарядка»

v оборудование: раздаточный материал: ватман, пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, иллюстрации рыб и т.д. одежда для почтальона Печкина, конверт, фото Нептуна, диск, камень – указатель со стрелками,  емкости  с  водой, соль, сахар, лимонная кислота, ткань для моря, морские обитателями, шкатулка с  ракушками, тарелочки  с манной крупой влажные салфетки, простые салфетки и др.

 

Предварительная работа: совместная образовательная деятельность с детьми

Цель: Создать условия для повышения познавательной активности детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности.

Планируемый результат: Дети:

1. Способны решать интеллектуальные и личностные задачи

2. Владеют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

3. Проявляют интерес к информации, которую получают в процессе общения

4. Проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности

5. Способны управлять своим поведением соблюдая элементарные общепринятые нормы и правила поведения

 6 Умеют ориентироваться в пространстве (знают  право , лево, прямо). Знают геометрические фигуры и их признаки.

Умеют решать математические задачи. Умеют самостоятельно проводить исследования с водой и отгадывание

загадок и подбирать к загадкам соответствующую картинку. Знают название морских обитателей.

Задачи познавательной деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

воспитывать умение доброжелательно оценивать ответы и высказывания детей;

воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций;

воспитывать желание помочь сказочному герою, а также друг другу в выполнении задания.

Развивающие задачи:

развивать логическое мышление, внимание, память;

развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Образовательные задачи:

способствовать развитию у детей интереса к представителям подводного мира.

способствовать запоминанию  самых известных морских обитателей для данного возраста детей:

совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их.

Умение самостоятельно проводить исследования с водой и отгадывание загадок и подбирать к загадкам соответствующую картинку.

Упражнять детей в умении рассказывать описывать предмет.

Поддерживать проявления исследовательской активности детей. Умение устанавливать связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Совершенствовать умения различать геометрические фигуры по их признакам

Формировать у детей  умение лепить отдельные предметы  и создавать сюжетные композиции.

Обобщать  умения ориентироваться в пространстве (знать право, лево, прямо).

Дети с опережением в развитии: Арина, Вилена, соня

1. Уточнить понимание смысла многих слов и умение грамотно употреблять их в речи; умение различать геометрические фигуры и их признаки; умение самостоятельно проводить исследования с водой; отгадывание загадок, подбирать к ним соответствующую картинку.

2. Развивать осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков.

3. Создать условия для проявления самостоятельности, инициативности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия (30 минут)

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планир. результат

I. Подготовительный

Организационный момент(2мин.)

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Сюрпризный момент

Дети встают у стульчиков и выполняют действие.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем все вместе
(берутся за руки)

 

Воспитатель настраивает детей на эмоционально положительный настрой.

Собирает детей около себя определенными словами.

Дети встают возле стульчиков, выполняют действия, предложенные воспитателем.

Проявляют готовность к общению с взрослыми и сверстниками.

2. Мотивационно-целевой этап(2мин.)

Задача:

Создание проблемно-игровой ситуации, побуждающей интерес детей к предстоящей деятельности.

Раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин.

Печкин: Здравствуйте, извините, пожалуйста.

Это группа «Олененок»?

Вам говорящее письмо, возьмите, пожалуйста (отдает письмо).

 До свидания (уходит).

Воспитатель: Нам говорящее письмо, интересно от кого оно. Будем открыва

 

«Здравствуйте, любители моря. Я морской царь Нептун. Хочу показать вам фрагменты моего царства. На наше царство напала тоска и грусть , так как пираты стали уничтожать морских обитателей, чтобы  отобрать наши сокровища. Ребята мы просим вас помочь нам прогнать грусть и тоску, чтобы в нашем царстве царил мир и веселье среди морских обитателей. Если это вас заинтересовало, то жду вас у себя на морском дне, но для начала вам нужно отыскать камень-указатель». Восп: Ребята, поможем Нептуну сохранить мир и веселье, хотите туда отправиться?

 

Восп: Ребята, поможем Нептуну сохранить мир и веселье, хотите туда отправиться?

 

 

Мотивирует детей к высказыванию.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Комментирует письмо.

Создает проблемную ситуацию.

Стимулирует любознательность детей, интерес.

Дети выражают свои эмоции.

Дети слушают

Дети отвечают.

- Да.

Ребенок открывает письмо. Достает оттуда фото Нептуна, (видео подводного мира и голос Нептуна).

- Да.

-Да

Принятие детьми цели предстоящей деятельности.

Умение доброжелательно выслушивать ответы и высказывания товарищей.

3. Этап - Понимания и коррекции(2мин.)

Задача:

Проверка полноты, осознанности, систематичности, прочности знаний. Установление положительных сторон в знаниях.

3.1.Актуализация знаний

Дидактические задачи:

закрепить умение правильно понимать смысл слов и грамотно употреблять их в речи;

1. Тогда давайте искать камень-указатель.

 Но чтобы найти камень указатель, нам нужно собрать все камни и назвать какой он формы, цвета и по каким вы признакам решили, что эта та фигура. Среди этих фигур может оказаться камень – указатель, на котором будет надпись:

Направо пойдешь - погибель  найдешь, налево пойдешь – стену подопрешь, прямо пойдешь - морское дно найдешь. Но прежде чем мы с вами отправимся на морское дно нам нужно проложить путь к морю. Ваша задача такая, у кого есть фигуры вам нужно расположить их так,  как я  буду диктовать. У кого красный треугольник его нужно расположить: -в левом верхнем углу расположите красный треугольник

- в правом нижнем углу расположить зеленый квадрат

- в центре черный овал;

- в левом нижнем углу  синий прямоугольник;

- в правом верхнем углу  желтый квадрат

А сейчас мы вернемся к камню – указателю и нужно решить в какую сторону пойдем.

Восп:Ну что, в какую сторону пойдем?

Педагог обращает внимание на указатель.

 

 

 

 

 

 

 

Педагог диктует расположения фигур

Словесное поощрение.

Предлагает варианты решений.

Дети сосредотачивают внимание, слушают, называют и выполняют указанные действия.

Выполняют задание по указанной инструкции (Ориентация на в пространстве)

Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности.

Понимание смысла слов

умения ориентироваться в пространстве (знать право, лево, прямо).

3.2.Выявление места и причины затруднения.(3мин.)

Дидактические задачи:

Умение самостоятельно проводить исследования с водой.

Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение.

2. Ощущение моря.

- Дети, мы с вами отправляемся на морское дно, а как вы думаете море оно какое?

- Сейчас я предлагаю ощутить море.

Вам необходимо  самим сделать морскую воду, но не у всех будет лежать на столе соль,  у кого то сахара потом мы проверим с помощью вареного яйца, опустив его в воду.

Что произошло с яйцом?

Ответы детей.

Таким образом, мы проверили  у кого морская вода, у  кого нет.

 - Молодцы, правильно определили морскую воду.

.

Инициирует общее и индивидуальное обсуждение.

Задает вопросы

Даёт детям сделать вывод, хвалит их.

Дети отвечают на поставленные вопросы и

Аргументируют свои высказывания

Дети самостоятельно проводят исследования с водой

Самопроверка

Дети делают и обосновывают свой выбор

Умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения, отстаивать свою точку зрения.

Есть опыт самопроверки.

Динамическая пауза(2мин.)

Задача: снять мышечное напряжение создать комфортную атмосферу в группе.

Теперь предлагаю вам поиграть с маленькими рыбками.

 

3. Физминутка.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглоти

Включает музыкальную зарядку

Играет вместе с детьми, поощряет их.

Выполняют упражнения

Распределение внимания, эмоциональная разрядка.

4 этап – Практико-ориентированный

 4.1.Включение в систему знаний и повторение. (.)

Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение.

5. Загадки «Морские обитатели»

А сейчас мы дальше отправляемся по морскому дну вы должны отгадать, кто нам может повстречаться. Крепим на рисунок

Как плывут они красиво -

Очень быстро и игриво!

Нам показывают спины

Из морской воды… (дельфины).

Ты со мною незнаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног -

Вот и весь я - … (осьминог).

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет,

Под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его, дружок.

Рыбок друг .... (морской конек)

та рыба – хищник злой

Всех проглотит с головой

Зубы показав зевнула

И ушла на дно… (акула)

Всех проглотит с головой

Зубы показав зевнула

И ушла на дно… (акула)

Всех проглотит с головой

Зубы показав зевнула

И ушла на дно… (акула)

 Эта рыба – хищник злой

Всех проглотит с головой

Зубы показав зевнула

И ушла на дно… (акула)

 

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом

Круглый панцирь, десять лап

Догадались? Это … (краб)

 

Что за шар плывёт с шипами,

Тихо машет плавниками?

Только в руки не возьмёшь

Этот шарик - … (рыба-ёж)

 

И на суше, и в воде

Носит дом с собой везде

Путешествует без страха

В этом доме … (черепаха)

 

Плавает прозрачный зонтик

«Обожгу! – грозит – Не троньте!»

Лапки у неё и пузо

Как зовут её? (медуза)

Мотивирует детей к размышлению и действию.

Обращает внимание на мультимедийную презентацию.

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решили проблему, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Внимательно выслушивают и выполняют задания. Рассуждают, высказывают свою точку зрения.

Используют речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.

Умеют рассуждать и давать объяснения.

4.2.Включение в систему знаний и повторение.(4мин.)

Дидактические задачи: Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение.

Умение с помощью математических задачек , выкладывть примеры из цифр и знаков.

 

 

4.Морские рыбки с математическими задачами

- Давайте и мы с вами нырнем в подводный мир, как эти рыбки

- Ну вот, мы с вами на морском дне, смотрите здесь много разных рыб.

Посмотрите, какие красивые морские рыбы. Но, по-моему,  нам рыбки  приготовили задачки, чтобы их решить, для начало нам нужно рыбку поймать, я завязываю глаза, а кто-то из вас ее ловит. На каждой рыбке написана задача, я буду читать условие задачи, а вы будете решение выкладывать с помощью цифр и знаков у каждого из вас конверт с цифрами.

· В море плавало 3 медузы. К ним приплыла еще одна. Сколько медуз плавало в море? (3+1=4)

· На морском дне лежало 6 жемчужин, 1 жемчужину подняли на сушу. Сколько жемчужин осталось на морском дне? (6-1=5)

· В рыбьем царстве к осетру

Приплывают поутру:

Две молоденькие щучки,

Чтоб ему почистить щечки,

А четыре чебака

Моют брюхо и бока.

Посчитай-ка, детвора,

Сколько слуг у осетра?  (2+4=6)

-молодцы!

- После пройденного пути предлагаю вам присесть на стульчики

Направляет деятельность детей

Поощряет их высказывания

Направляет ребенка на поиск ответа.

Дает положительную оценку работе детей.

Дети выполняют

имитацию ныряния, перешагивают через ткань, лежащую на полу, как море.

Дети садятся за столы

Дети  выкладывают на столах примеры.

Дети садятся на стульчики

Умеют работать индивидуально и взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей.

Есть опыт самоконтроля и взаимоконтроля

4.2.Включение в систему знаний и повторение.(4мин.)

Дидактические задачи:

Формировать у детей  умение лепить отдельные предметы  и создавать сюжетные композиции.

ами

Поселилась в океане

Целых восемь рук и ног

Это чудо - … (осьминог)

6. Коллективная работа.

Я предлагаю вам, чтобы разогнать тоску и грусть в царстве Нептуна,  предлагаю заселить царство морскими обитателями. Чтобы царил мир и веселье. Вам нужно сделать морских обитателей, какие бы вы хотели из теста плей–до или конструктора.

Ставить задачу перед детьми

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение работать в коллективе и создавать сюжетные композиции

5 этап – Заключительный(3мин.)

Рефлексия познавательной деятельности

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.

7. Сюрпризный момент.

- Вы знаете, говорят, находясь на морском дне, нужно крепко закрыть глаза и произнести фразу «раз, два, три, морская волна принеси» и тогда обязательно должно случиться чудо.

- Посмотрите вокруг, случилось ли чудо?

Посмотрите, здесь стоит какой- то сундучок, да это же подарок от самого Нептуна (открываем сундучок, там наклейки и разноцветные рыбки).. Давайте запустим рыбок в наше море  .

- А сейчас нам пора возвращаться в группу (подходят к краю моря и имитация выныривания).

Включается запись на ноутбуке с голосом Нептуна «Спасибо вам ребята за помощь. Теперь в нашем царстве царит мир и веселье»

 8. Итог.

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Что вам больше всего понравилось?

- Как вы считаете, что было самым трудным в нашем путешествии?

- Что было легко?

- Вы хотели бы еще отправиться в такое путешествие

- Наше занятие подошло к концу.

А после мы занятия я вам предлагаю нарисовать того морского обитателя с кем вы встречались.

Сюрпризный момент

Направляет деятельность детей

Поощряет их высказывания

Направляет ребенка на поиск ответа.

Подведение итогов занятия

Предлагает открытый конец.

Дети отвечают.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение делать выводы.

15 декабря 2024 в 20:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.