Шевелева Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории. учитель- логопед первой квалификационной категории

Детско - родительский квест «Экологический патруль»

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Возраст детей: 5-6 лет

 Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру, воспитание экологической и духовно- нравственной культуры, вовлечение родителей в образовательно- воспитательный процесс посредством игры.

Задачи:

- образовательные: Обогащать знания детей о растительном и животном мире, уметь узнавать и верно называть диких животных, насекомых, уметь называть правила поведения в природе; формировать знания детей о сезонных изменениях в природе, о цветовой  гамме, присущей  тому или иному времени года.

 

- развивающие: развивать у детей наблюдательность, логическое мышление. Продолжать расширять и обогащать словарный запас детей. Тренировать умение отгадывать загадки и отвечать на вопросы воспитателя. Развивать слуховое и зрительное внимание. Находить предметы по описанию;

 

- воспитательные: воспитывать интерес к занятиям через игровую деятельность, желание помогать окружающим, воспитывать экологически целесообразное поведение, как показатель духовного развития личности; необходимость сознательного отношения к окружающему миру.

 

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением леса, картинок с животными и насекомыми. Отгадывание загадок. Повторение упражнения «По дорожке шли, шли».

 

Материалы и оборудование: Пазлы «Планета Земля». Картинки диких животных. Картинка  Быбы Яги, Василисы Прекрасной, водяного, мусора, природные явления., пустой графин для «Элексира жизни». Цветы, вырезанные из бумаги. Изображения насекомых. Нарисованная река с изображениями рыб из бумаг. Мешки для мусора. Сочки для ловли рыбы - 2 штуки. Эмблемы «Экологический патруль». Шейные платки зелёного и красного цвета. Три карточки с изображение леса, воды и воздуха.

Участники: воспитатель- ведущий, дети старшей  группы, родители, сотрудники детского сада.

 

Ход квеста

В группе собираются участники квеста, родители с детьми, все прикрепляют эмблемы «Экологический патруль».

Воспитатель:

- Добрый вечер, уважаемые ребята и родители! Мы приветствуем Вас на нашем детско- родительском квесте «Экологический патруль»!

- В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы. В этих условиях большое значение приобретает экологическое воспитание детей, как составная часть нравственного воспитания человека. Экологическое воспитание наших детей сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

- Квест – это один из жанров приключенческой игры, требующий от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. С педагогической точки зрения - это активная игровая форма обучения, так как в ней одновременно задействованы интеллект и творческое воображение воспитанников.

- В ходе игры, мы совершим небольшое путешествие по современным экологическим проблемам, в конце игры мы получим ответ на главный вопрос: «Как сохранить природу?».

- Итак,  готовы, приступаем к игре!

-  Вы получаете маршрут вашего путешествия. Маршрут состоит из трех этапов - «Вода», «Лес» и «Воздух». По прибытии на пункт вас будут ждать сказочные герои, от них вы получите задание для детей и  родителей. Выполнив правильно задание, команда получает часть картинки, а какой вы узнаете в конце.

 

Игра:  Дорожка «Времена года» 

Правила игры:  найти на дорожке определённое время года, остановиться и назвать его.

Ход игры:

1 уровень сложности:  « Мы идём,  идём, идём  остановку не пройдём»- под музыку дети по одному идут по дорожке – воспитатель  говорит « стоп», ребёнок останавливается, называет время года и признак, по которому он определил время года.

 

 

 

1 этап - «Лес».

Встречает Баба Яга.

Баба Яга:- Это кто еще пришел в мои владения? Зачем пожаловали?

Дети и родители мы за заданиями.

Баба Яга: - Ну что ж, касатики- ребятишки, первое задание для вас. Посмотрите вокруг, какой лес красивый, но там никого нет, я его заколдовала, а чтобы расколдовать лес. Вам нужно  взять животного,  назвать его, сказать где живет и чем питается (тоже выбрать картинку)  (Да, это заяц, белка, лиса, медведь, ёжик.)

- Скажите, а как называются все эти животные одним словом? (Дикие.) Молодцы!

- А вы знаете как надо вести себя в лесу? (Хорошо.) Конечно, в лесу нельзя шуметь, рвать цветы, ломать ветки деревьев, разорять гнезда.

- А теперь задание для ваших родителей? Вот хочу вам предложить изготовить “Эликсир жизни”, чтобы долго жить и не болеть, как я. Главное,  выбрать правильные компоненты .А теперь слушайте загадки, ответы на загадки и будут компонентами «Эликсира жизни»:

 

1. Мы физически активны,

С ним мы станем быстры, сильны...

Закаляет нам натуру,

Укрепит мускулатуру.

Не нужны конфеты, торт,

Нужен нам один лишь... (спорт).

 

2. Что такое:

Нельзя ни выпить, ни съесть,

Не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета,

Не мягкий и не твердый,

Неслышимый, невидимый, но всем так необходимый? (воздух.)

 

3. Чтобы со здоровьем не расстаться,

Надо всегда вовремя и правильно … (питаться).

 

- Всё правильно отгадали, касатики мои, а теперь всё перемешиваем, абра- кадабра, и получаем чудесный напиток «Эликсир жизни». Предлагаю вам отведать мой чудо- напиток (показывает банку с элексиром жизни).

Так как вы правильно выполнили моё задание, вы получаете кусочек картинки.

- А чтобы вам узнать куда идти дальше, отгадайте загадку:

В дремучем лесу на болоте

Его вы непременно найдете

Ни рыбка он, не лягушка,

Дружок он мой, а зовут его…(Водяной.)

- Теперь вы знаете куда идти...».)

2 этап - «Вода».

Встречает Водяной.

 (Дети и родители оказываются около изображения реки. Нарисованные рыбы прикрыты изображениями листьев кувшинки, на пеньке сидит Водяной и поёт песню «Я водяной, я водяной…».)

Водяной: - Здравствуйте, друзья, зачем пожаловали в моё водное царство? Можете не говорить, я и так знаю, что вам нужно. Но сначала вам предстоит выполнить мои задания.

- Первое испытание для детей: ребята на мою речку приезжали всё лето купаться, загорать, отдыхать невоспитанные люди, они даже не знают правила поведения у реки. А вы знаете? (Нельзя мусорить.)

Правильно: нельзя бросать в воду мусор, нельзя оставлять мусор на берегу водоёма, нельзя вырубать деревья на берегу реки, нельзя мыть машины в водоёме.

- Ребята, помогите мне очистить мою речку от мусора, я сам не справлюсь. (Дети удочкой на магните вылавливают мусор родители помогают, складывают его в мешки.)

Вы получаете следующий кусочек картинки

 - А чтобы вам знать куда дальше идти, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Водяной: В добрый путь, спасибо за помощь!»

 

3 этап – «Воздух».

Встречает Василиса Премудрая.

(Прогуливается по лугу, на лугу растут цветы, летают бабочки и стрекозы, слышно пенье птиц и насекомых.)

Василиса Премудрая:

- Здравствуйте, друзья!

- Здравствуй, природа!

- Здравствуйте, леса и реки, моря и озёра, поля и горы!

- Здравствуйте, птицы и звери!

- Если б человек каждый день вот так бы здоровался не только с родными и близкими, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше не увидим никогда – люди уничтожили их.

- Давайте прогуляемся по лугу. Посмотрите как тут красиво! Сколько цветов вокруг! (Обращает внимание детей на цветы из бумаги, разложенные на полу, на некоторых из них нарисованы изображения насекомых.)

Ходите аккуратно, не наступая на цветы. Вы же помните правила поведения в природе? (Да.)

 

 

- Ребята, послушайте загадки и найдите отгадки на этом лугу.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

 

Всех жучков она милей,

Платье красное на ней.

На платье – кружочки,

Черненькие точки. (Божья коровка.)

 

Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела.)

 

- Загадки вы отгадали. А теперь скажите, как одним словом называют всех этих обитателей луга (насекомые). Правильно!

 А вы чувствуете какой на лугу воздух, давайте вдохнём глубоко и скажем, какой здесь воздух? (Свежий.) 

Да, воздух свежий, прозрачный, чистый, пахнет цветами и травами.

- Друзья, посмотрите, здесь же тропинка. Пойдемте по ней и посмотрим, куда она нас приведет.

 

- Пока мы будем идти, давайте поиграем, повторяйте за мной:

(Игровое упражнение «По дорожке шли, шли».)

По дорожке шли, шли, (шагают)

Много камешков нашли. (садятся)

Присели, собрали, (встают)

Дальше пошли. (шагают)

Ветерок шумит, играет,

Ветки дерева качает, (качают поднятыми вверх руками)

Вправо – влево,  вверх и вниз, (наклоны вправо – влево, потянулись вверх,

присели)

На носочки поднимись (встали на носочки).

- Вот мы и пришли,  догадались где мы? (В городе.)

 

- Правильно, мы оказались в городе. Здесь много машин, заводов и фабрик, всё это загрязняет воздух, давайте скажем, какой здесь воздух? (Грязный.)

- Воздух пахнет газами, химикатами, дымом, воздух сильно загрязнён. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды.

- Учёные предупреждают: если человечество не изменит своё бездумное, безжалостное, безответственное отношение к природе, его ждёт экологическая катастрофа. Давайте поможем природе, для этого вам надо

- А куда следовать дальше вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт

Заходи в красивый дом,

Чудеса увидишь в нём! (Детский сад)

 

Но прежде мы туда вернемся. Мы должны выполнить еще задание. Вы должны сложить из пазл большую картинку нашей планеты Земля. (Дети и родители собирают пазлы.)

 

- А теперь, когда испытания закончены. Мы возвращаемся в детский сад.

 

Воспитатель: Вот теперь понятно, что только вместе мы можем сохранить природу!

- Природа – это дом, в котором день за днём

Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети,

И этот дом и смех - один, один на всех.

Другого дома нет на целом свете!

- Всем спасибо за участие в квесте, за ваше неравнодушие! Сейчас участники квеста получат сладкие призы!

Воспитатель:

- На прощанье хотелось бы вам пожелать:

- Взрослые и дети

Будьте все в ответе

За порядок и уют

На большой планете.

15 декабря 2024 в 20:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.