Шевелева Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории. учитель- логопед первой квалификационной категории
|
Мастер-класс для родителей по экспериментированию «Детская исследовательская деятельность дошкольников» (технология) Савенкова А. И.Составила и провела: Шевелева О.В. Цель мастер-класса: Познакомить родителей с технологией проведения познавательно-исследовательской деятельности детей. Ход мастер-класса. I часть. Научная обоснованность. Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детская исследовательская деятельность дошкольников» (технология) Савенкова А. И. Думаю, вы для себя почерпнете что-то новое и поймете, что это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты и эксперименты с некоторыми материалами. Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это и отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками. На данном этапе, внедряя ФГОС ДО, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. (Слайд 2,3) В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. (Слайд 4,5) Организуется исследовательская деятельность детей по технологии Савенкова А.И. Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации. (Слайд 5) Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание исследовательской работы и заключение) ( Слайд 6 ) Учебное исследование дошкольника включает следующие элементы: • выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
(Слайд 7, 8) ) Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется одно-два тренировочных занятия. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования. Рассмотрим специфику тренировочных занятий. Тренировочные занятия включают в себя. Выбор темы.
(Слайд 9) Для проведения тренировочных занятий нам нужны были карточки с символическим изображением «методов исследования». Образцы карточек представлены Тренировочные занятия включают в себя. (Подумать, прочитать в книге, спросить у специалиста, посмотреть в интернете, провести эксперимент, понаблюдать). (Слайд 10) Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка. Во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, различные виды поверхностей, круп и т.д.; специальные приборы (микроскопы, лупы и т.д.), неструктурированные материалы ( песок, вода, камешки). И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.
II часть. Практическая.
Сказка «Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора». В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утёнок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения родителей.) Опыт №1. Поместим насекомых в емкость. А теперь сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло? (Предположения педагогов). Вывод: Если смотреть на насекомых через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
Продолжаем путешествие по сказке… Неподалеку утёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов. Утёнок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться, но боялся, не утонет ли лодочка. Лодка не тонула. Почему лодка не тонула? (Предположения родителей). Гипотеза: Соленая вода имеет большую плотность. И сейчас мы это проверим в следующем эксперименте. Опыт №2. Перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки, опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает? Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И поэтому лодка не тонет.
Сказка продолжается… Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются прекрасные цветы. Какие это были цветы? (Кувшинки). Почему они распускаются? (Предположения родителей). Давайте проверим.
Опыт № 3. На столах у Вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на Ваших глазах лепестки цветов распускаются. Почему это происходит? Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт № 4. Утёнок, качаясь на лодочке, не заметил, как обронил булавочки в воду. А он так хотел их Вам подарить, уважаемые родители. Как мы можем достать их, не замочив руки? (Предположения родителей). Ваши способы очень интересные, а я предлагаю магниты (Пробуют достать булавочки магнитом). Я дарю Вам булавочки от утёнка и хочу, чтобы Вы «прикрепили» на них своё мастерство, творчество, удачу.
III часть. Рефлексия. Что Вы сегодня приобрели нового? Давайте вспомним и «прикрепим» на булавочки все новые знания и умения.
IV часть. Заключение. Уважаемые родители! Вот видите, Вы убедились сами, что познавательная деятельность ребенка понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, это творческое приобретение знаний через интересные опыты и эксперименты, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с Вами убедились.
Спасибо за внимание и участие! 15 декабря 2024 в 20:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.