Шевелева Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории. учитель- логопед первой квалификационной категории
Образовательный проект воспитателя «Детская типография, как инновационное средство развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста»1 Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации; актуальность проекта) Предпосылки грамотности начинают формироваться в раннем детстве. Л.С.Выгодский говорил: «Обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника». Старший дошкольный возраст является наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты и предупреждений нарушений чтения и письма у детей с речевыми проблемами. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Новизна применения «Деткой типографии» в ДОУ На своих занятиях я использую пособие «Детская типография». «Детская типография» - это эффективный способ формирования предпосылок грамотности у детей дошкольного возраста. Она несёт в себе не только развлекательную, но и развивающую функцию. На занятиях, в игре, у детей формируются навыки звукобуквенного анализа слова, что является хорошей подготовкой к обучению грамоте. Разнообразные задания позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать задания различного уровня сложности в соответствии с темой занятия. С помощью штампов дошколята закрепляют образ изученных букв, учатся составлять из них слова. Работа со штампами тренирует мелкую моторику и зрительно-моторную, пространственную координацию ребенка. Штампы из наборов можно соединять между собой в блоки. Это позволяет набирать из букв слова и печатать их целиком. Проблемы. 1.Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, вызвать чувство неуверенности в своих силах. А это будет иметь далеко идущие негативные последствия. 2.Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребёнка и его положение в детском коллективе. 3.Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Для поддержания интереса и повышения эффективности учебного процесса необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала. Таким образом использование «Детской типографии» повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к обучению в школе. Для решения выявленных проблем поставила следующие цели и задачи: Цель: Обновление системы работы по развитию предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Обучающие: -знакомство с работой со штампами; -обучение печатанию букв, слогов, слов; -обучение слоговому чтению; -обучение умению производить звуко-буквенный анализ. Развивающие: -развитие интереса к печатанию и письменной речи; -развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации; -развитие познавательных процесс. Познавательные: -преодоление индивидуальных трудностей во время развития речи; -развитие, уточнение и расширение словарного запаса; Воспитательные: -воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности; -обеспечение условий для повышения мотивации развития речевых способностей. 2.Содержание работы по созданию условий развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Этапы работы над проектом: 1 этап - начальный (констатирующий – диагностический (02.09. 2024- 16.09.2025г.) Деятельность педагога - Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики выявление проблемы, изучение индивидуальных особенностей; - определение методов работы; - подбор методической, научно-популярной литературы, Интернет материала; - определение тем презентаций для занятий; - подбор материалов для консультаций; - составление перспективного плана мероприятий. Совместная деятельность педагога и воспитателей - введение воспитателей в круг актуальных вопросов по проблемам данной проектной деятельности; - формирование интереса к тематике проекта; 2 этап – основной (формирующий (16.09.2024 – 15.05.2025г.) - Основной этап предполагает апробацию данного пособия «Детская типография» в организации работы с дошкольниками: - составление перспективного плана работы с детьми и их родителями - подбор консультаций. 3 этап – заключительный (контрольный) 15.05.2025. – 31.05.2025г.) Подведение итогов. - Оформление результатов работы по теме самообразования.
Работа с детьми построена по следующим направлениям: развитие слухового и зрительного восприятия языкового материала; осознания структуры звучащей речи и звукобуквенного соответствия; навыков чтения и звукоориентированного письма; словарного запаса; мотивации ребенка к активному чтению и свободному письму. Работу по совершенствованию данных направлений я выстраиваю с помощью методического комплекта «Детская типография». В методический комплект входят 84 деревянных штампа- буквы русского алфавита и знаки препинания, прилагаются рабочие тетради с игровыми заданиями. Штампы стыкуются между собой с помощью деревянного соединения. Слово из 3-10 букв за пару секунд дети «переносят» на лист. Безусловно, размер слова и скорость его появления на бумаге восхищают ребенка. Для решения большего количества задач я сочетаю использование методического комплекта «Детская типография» с использованием комплекта «Магнитные буквы: 154 мягких магнита (буквы, цифры и знаки препинания)», комплектом «Магнитные элементы для составления букв: 210 элементов» и набором трафаретов: буквы, фигуры, узоры. На этапе старшего дошкольного возраста дети изучают такие понятия, как "звук", "буква", "слово", "предложение", гласные и согласные звуки, а также практикуются в звуковом анализе слов. Они также учатся различать согласные звуки по их характеристикам, например, звонкие, глухие, твердые и мягкие. Кроме того, они развивают такие навыки, как деление простых слов на слоги, проведение звукового анализа коротких слов, составление предложений на основе примеров и совершенствование мелкой моторики. Работа со штампами дает возможность ощутить количество букв в слове, их порядок, разовьет навык составления слов из букв. При этом тренируется мелкая моторика кистей рук и зрительно- моторная координация: нужно не только набрать буквы по порядку, но и попасть точно «в окошко». Одновременно развивается такое важное качество, как внимание. Благодаря «Детской типографии» дети быстрее запоминают буквы, а значит и начинают читать. Используя штампы, дети закрепляют графический образ букв, учатся «набирать» и печатать слова. Для дошкольников работа с набором — это игры с буквами и словами, печатание по образцу и без него, опыт слогового чтения, формирование привычки проверять задание перед его выполнением и анализировать готовую работу, ориентирование на листе, развитие зрительно- моторной координации. Пальцы ребенка во время работы со штампами испытывают чередование сильного напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук происходит при правильном письме. Повторяющиеся действия при работе со штампами выполняются всё уверенней, затем естественным образом превращаются в навык. Возможности методического комплекта «Детской типографии» обширны, они не ограничиваются только работой в тетрадях. В планах с помощью детской типографии выпустить тематическую газету «Вот и стали мы на год взрослее». Но возможности «Детской типографии» огромны: есть возможность сделать поздравительную открытку, объявление, журнал, газету, атрибуты для игр и многое другое. Сейчас моя работа будет направлена на знакомство со звуками и буквами, а именно графическим образом буквы, правильностью печатания её. Так же я буду активно использовать комплекты «Элементы букв», «Буквы» с помощью которых мы формируем и развиваем точное восприятие и знание графического изображение буквы, что является профилактикой дисграфии. Предполагаемый результат. Дети: 1.Появится интерес к письму и письменной речи, к играм со словами и звуками. Познакомятся с буквами, функциями шрифта и научатся экспериментировать в этой области. 2. Овладеют практическими навыками в работе со штампами (смогут составлять из букв осмысленные слова). 3.Познакомятся с книжной и письменной культурой, с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия). 4.Усвоят значение слов «автор», «иллюстратор», «заглавие», «типография». Педагоги: 1.Повышение педагогической компетентности. 2.Дополнительные возможности личностного и профессионального роста. Родители: 1.Повышение активности и заинтересованности в организации совместной деятельности с педагогами и детьми. 2.Улучшение взаимоотношений с детьми в ходе реализации совместной деятельности. 3.Приобретение педагогического опыта с перспективой его внедрения в дальнейшую образовательную деятельность ребенка. 15 декабря 2024 в 20:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.