Шевелева Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории. учитель- логопед первой квалификационной категории

Образовательный проект воспитателя «Детская типография, как инновационное средство развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

1 Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации;

актуальность проекта)

Предпосылки грамотности начинают формироваться в раннем детстве. Л.С.Выгодский говорил: «Обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника».

Старший дошкольный возраст является наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты и предупреждений нарушений чтения и письма у детей с речевыми проблемами.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Новизна применения «Деткой типографии»  в ДОУ

На своих занятиях я использую пособие «Детская типография».

«Детская типография» - это эффективный способ  формирования предпосылок грамотности у детей дошкольного возраста. Она несёт в себе не только развлекательную, но и развивающую функцию. На  занятиях, в игре, у детей формируются навыки звукобуквенного анализа слова, что  является хорошей подготовкой к обучению грамоте. Разнообразные задания позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать задания различного уровня сложности в соответствии с темой занятия.

С помощью штампов дошколята закрепляют образ изученных букв, учатся составлять из них слова. Работа со штампами тренирует мелкую моторику и зрительно-моторную, пространственную  координацию ребенка. Штампы из наборов можно соединять между собой в блоки. Это позволяет набирать из букв слова и печатать их целиком.

Проблемы.

1.Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, вызвать чувство неуверенности в своих силах. А это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

2.Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребёнка и его положение в детском коллективе.  

3.Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. 

Для поддержания интереса и повышения эффективности учебного процесса необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала. 

Таким образом  использование «Детской типографии»  повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к обучению в школе.

 Для решения выявленных проблем поставила следующие цели и задачи:

Цель: Обновление системы работы по развитию предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

-знакомство с работой со штампами;

-обучение печатанию букв, слогов, слов;

-обучение слоговому чтению;

-обучение умению производить звуко-буквенный анализ.

Развивающие:

 -развитие интереса к печатанию и письменной речи;

 -развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;

 -развитие познавательных процесс.

Познавательные:

 -преодоление индивидуальных трудностей во время развития речи;

 -развитие, уточнение и расширение словарного запаса;

Воспитательные:

-воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности;

 -обеспечение условий для повышения мотивации развития речевых способностей.

2.Содержание работы по созданию условий  развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Этапы работы над проектом:

1 этап  -  начальный (констатирующий – диагностический

 (02.09. 2024- 16.09.2025г.)

Деятельность педагога

- Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики  выявление  проблемы,  изучение индивидуальных особенностей;

определение методов работы;

подбор методической, научно-популярной литературы, Интернет материала;

определение тем презентаций для занятий;

подбор материалов для консультаций;

составление перспективного плана мероприятий.

Совместная деятельность педагога и воспитателей

- введение воспитателей в круг актуальных вопросов по проблемам данной проектной деятельности;

- формирование интереса к тематике проекта;

2 этап – основной (формирующий (16.09.2024 – 15.05.2025г.)

- Основной этап предполагает апробацию данного пособия «Детская типография» в организации работы с дошкольниками:

- составление перспективного плана работы с детьми и их родителями

- подбор консультаций.

3 этап – заключительный (контрольный) 15.05.2025. – 31.05.2025г.)

 Подведение итогов.

- Оформление результатов работы по теме самообразования.

 

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

 развитие слухового и зрительного восприятия языкового материала;

 осознания структуры звучащей речи и звукобуквенного соответствия;

 навыков чтения и звукоориентированного письма;

 словарного запаса;

 мотивации ребенка к активному чтению и свободному письму.

 Работу по совершенствованию данных направлений я выстраиваю с помощью методического комплекта «Детская типография». В методический комплект входят 84 деревянных штампа- буквы русского алфавита и знаки препинания, прилагаются рабочие тетради с игровыми заданиями. Штампы стыкуются между собой с помощью деревянного соединения. Слово из 3-10 букв за пару секунд дети «переносят» на лист. Безусловно, размер слова и скорость его появления на бумаге восхищают ребенка.

Для решения большего количества задач я сочетаю использование методического комплекта «Детская типография» с использованием  комплекта «Магнитные буквы: 154 мягких магнита (буквы, цифры и знаки препинания)», комплектом «Магнитные элементы для составления букв: 210 элементов» и набором трафаретов: буквы, фигуры, узоры.

На этапе старшего дошкольного возраста дети изучают такие понятия, как "звук", "буква", "слово", "предложение", гласные и согласные звуки, а также практикуются в звуковом анализе слов. Они также учатся различать согласные звуки по их характеристикам, например, звонкие, глухие, твердые и мягкие. Кроме того, они развивают такие навыки, как деление простых слов на слоги, проведение звукового анализа коротких слов, составление предложений на основе примеров и совершенствование мелкой моторики.

Работа со штампами дает возможность ощутить количество букв в слове, их порядок, разовьет навык составления слов из букв. При этом тренируется мелкая моторика кистей рук и зрительно- моторная координация: нужно не только набрать буквы по порядку, но и попасть точно «в окошко». Одновременно развивается такое важное качество, как внимание.

Благодаря «Детской типографии» дети быстрее запоминают буквы, а значит и начинают читать.

Используя штампы, дети закрепляют графический образ букв, учатся «набирать» и печатать слова. Для дошкольников работа с набором — это игры с буквами и словами, печатание по образцу и без него, опыт слогового чтения, формирование привычки проверять задание перед его выполнением и анализировать готовую работу, ориентирование на листе, развитие зрительно- моторной координации. Пальцы ребенка во время работы со штампами испытывают чередование сильного напряжения и расслабления. 

Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук происходит при правильном письме. Повторяющиеся действия при работе со штампами выполняются всё уверенней, затем естественным образом превращаются в навык.

Возможности методического комплекта «Детской типографии» обширны, они не ограничиваются только работой в тетрадях. В планах с помощью детской типографии выпустить тематическую газету «Вот и стали мы на год взрослее».

Но возможности «Детской типографии» огромны: есть возможность сделать поздравительную открытку, объявление, журнал, газету, атрибуты для игр и многое другое.

Сейчас  моя работа будет направлена на знакомство со звуками и буквами, а именно графическим образом буквы, правильностью печатания её.

Так же я буду активно использовать комплекты «Элементы букв», «Буквы» с помощью которых мы формируем и развиваем точное восприятие и знание графического изображение буквы, что является профилактикой дисграфии.

Предполагаемый результат.

Дети:

1.Появится интерес к письму и письменной речи, к играм со словами и звуками. Познакомятся с буквами, функциями шрифта и научатся экспериментировать в этой области.

2. Овладеют практическими навыками в работе со штампами (смогут составлять из букв осмысленные слова).

3.Познакомятся с книжной и письменной культурой, с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия).

4.Усвоят значение слов «автор», «иллюстратор», «заглавие», «типография».

Педагоги:

1.Повышение педагогической компетентности.

2.Дополнительные возможности личностного и профессионального роста.

Родители:

1.Повышение активности и заинтересованности в организации совместной деятельности с педагогами и детьми.

2.Улучшение взаимоотношений с детьми в ходе реализации совместной деятельности.

3.Приобретение педагогического опыта с перспективой его внедрения в дальнейшую образовательную деятельность ребенка.

15 декабря 2024 в 20:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.