Шевелева Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории. учитель- логопед первой квалификационной категории

Образовательный проект воспитателя «Использование информационно-коммуникационных технологий «Логомер 2» в организации образовательного процесса ДОУ»

1 Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации;

актуальность проекта)

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий. Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Главное подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления об окружающем мире

Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него потребности активно мыслить и способности к нестандартному мышлению, умения преодоления трудностей при решении разнообразных интеллектуальных задач.

Новизна применения ИКТ – технологии в ДОУ

ИКТ технологии - это новый способ получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир.

Проблемы. Работая с дошкольниками, обратила внимание, что не у всех детей к школе формируется устойчивый интерес к окружающему миру, правильная речь,  любознательность. Внедрение ИКТ в практику моей работы с детьми, родителями, обусловлено следующими причинами:

1.В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в программе МДОУ в комплексно-тематическом построении педагогического процесса, мы столкнулись с проблемой нехватки дидактических и наглядных пособий.

2.Современная ситуация развития общества складывается таким образом, что ребенок в социуме сталкивается с новинками технического прогресса (планшетами, гаджетами и т.д.), приходя в детский сад зачастую трудно удивить и вызвать эмоциональный отклик на обычную картинку и сухую подачу материала

3.Одними из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Существует проблема включенности родителей в педагогический процесс, а также проблема распространения информации в родительской общественности.

Таким образом, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Особенность представленного опыта работы в том, что отработаны критерии использования ИКТ в работе с детьми. Составлена библиотека мультимедиа, которую педагоги могут использовать в работе с детьми, родителями и как образец для создания своих форм презентаций. Д ля решения выявленных проблем поставила следующие цели и задачи:

Цель: Развитие познавательных способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий «Логомер»

Задачи:

1. Совершенствовать профессиональное мастерство, используя ИКТ в образовательном процессе. Разработать методические занятия с применением ИКТ «Логоиер», в соответствии с ФГОС.

2. Побуждать детей к поисковой, познавательной и речевой  деятельности через использование ИКТ «Логомер 2». Способствовать развитию речи,  памяти, воображения, творчества.

3. Создать условия для внедрения ИКТ «Логомер 2» в образовательном процессе.

4. Использовать ИКТ «Логомер2» повышения интереса к окружающему миру в работе с семьями воспитанников.

 

2.Содержание работы по созданию условий   информационно-коммуникационных технологий «Логомер 2» в организации образовательного процесса ДОУ

Этапы работы над проектом:

1 этап  -  начальный (констатирующий – диагностический

 (04.09. 2023- 18.09.2024г.)

Деятельность педагога

- Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики  выявление  проблемы,  изучение индивидуальных особенностей;

определение методов работы;

подбор методической, научно-популярной литературы, Интернет материала;

определение тем презентаций для занятий;

подбор материалов для консультаций;

составление перспективного плана мероприятий.

Совместная деятельность педагога и воспитателей

- введение воспитателей в круг актуальных вопросов по проблемам данной проектной деятельности;

- формирование интереса к тематике проекта;

- определение круга задач в вопросах обучения и воспитания детей, через использование информационно-компьютерных технологий в процессе образовании (и коррекционной деятельности в частности).

2 этап – основной (формирующий (18.09.2023 – 18.05.2024г.)

- Основной этап предполагает апробацию ИКТ «Логомер 22 » в организации работы с дошкольниками:

- составление перспективного плана работы с детьми и их родителями

- подбор консультаций.

3 этап – заключительный (контрольный) 20.05.2024. – 31.05.2024г.)

 Подведение итогов.

- Оформление результатов работы по теме самообразования.

 

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие.

2. Развитие внимания.

3. Развитие восприятия и памяти.

4. Развитие речи.

 

 Работу по совершенствованию данных направлений я выстраиваю через ИКТ «Логомер 2»

 «Логомер 2» соответствует современным требованиям специалистов, которое не требует сложного оборудования и  серьезного обучения.

Комплекс соответствует требованиям современных ФОП: занятия носят игровой характер, привычный детям, вы создаете пособия и адаптируете игры к индивидуальным особенностям ребенка.

«Логомер 2» — образец ИКТ в современном образовании.

Игры интерактивные — персонажи отвечают на действия ребенка. Сами игры сделаны качественно: графика не расплывается на большом экране, озвучка не хрипит при максимальной громкости и анимация плавная. Профессиональные актеры озвучки четко говорят, ставят правильные ударения в словах, дети слышат грамотную речь и перенимают ее. Дружелюбные герои и похвала в конце игры поощряют ребенка стараться больше и не бояться ошибок.

Для индивидуальных и  подгрупповых  занятий достаточно компьютера или ноутбука. Для групповых занятий лучше подойдет оборудование с большим экраном: интерактивная доска или стол.
При установке программы можно выбрать свою версию.

Комплекс «Логомер  2» разработан с учетом здоровьесберегающих технологий.
При создании игр используются здоровьесберегающие технологии, чтобы снизить физическую и психологическую нагрузку на детей.

Продуманная эргономика
Для управления игрой ребенок выполняет простые действия: кликает, перетаскивает. В играх не требуются действия двумя руками или комбинационные действия.

Простое управление
В играх крупные области наведения и нет мелких деталей, куда надо целиться.

Кнопки управления игрой расположены в нижней части экрана. Когда на занятии используется интерактивная доска, то ребенку не придется тянуться вверх.

Игры подходят для работы с детьми норма,  а также с ОВЗ.

 «Логомер 2»  включает:

Программу с  интерактивными играми для проведения обследования, а также для развивающих занятий .

Снижение психологической нагрузки на детей

· На каждой игре указан рекомендованный возраст.

· В играх нет агрессивных и неожиданных звуков, которые могут испугать ребенка. Громкость звуков и музыки регулируется, их можно настроить под индивидуальные предпочтения ребенка.

· В оформлении игр нет контрастных и кислотных цветов, художники готовят оформление с учетом рекомендаций детских психологов.

· В играх нет посторонних персонажей, деталей фона и смысловых шумов. Благодаря этому ребенок не получает избыточную аудиовизуальную информацию.

· Персонажи и детали игр не схематичны, они дают полноценное представление о людях, процессах и событиях.

· Сценарии игр передают универсальные ценности и нормы здорового образа жизни, соответствуют возрастным особенностям детей.

· Игры не содержат элементов, вызывающих или пропагандирующих агрессию и другие деструктивные явления.

Предполагаемый результат.

Использование информационно-коммуникационных технологий «Логомер 2» для познавательного и речевого развития дошкольников в воспитательно-образовательном процессе:

1.Способствует повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей. 

2.Увеличивает интерес детей к обучению, активизирует познавательную и речевую деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми. 

3.Поднимает уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усиливает интерес к событиям в детском саду.

 

 Список используемой литературы:

1. Е. Вренёва Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи - Дошкольное воспитание - № 12 – 2010 стр.-7

2. Комарова Т.С, Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Мозаика Синтез, 2011.стр.- 15

3. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000, № 11

4. Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

 

15 декабря 2024 в 20:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.