Шевелева Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории. учитель- логопед первой квалификационной категории
Педагогический образовательный проект««Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование»
Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации; актуальность проекта)
Я хотела поделиться своим реальным опытом работы. Когда я работала в старших группах, познавательно-исследовательская деятельность у нас была одним из приоритетных видов деятельности. Мы экспериментировали и исследовали и делали выводы практически каждый день и в группе и на прогулке – словом везде, где это было возможно. Но дети выросли и ушли в школу… А сейчас я работаю в группе раннего возраста. И поначалу думала, что исследовательскую деятельность с такими маленькими детьми будет организовать проблематично, но потом поняла, что дети такого возраста познают и исследуют не каждый день, как в более старших группах, а каждый час и даже каждую минуту… Как же я ошибалась, что с малышами будет трудно экспериментировать и исследовать. Ничего подобного. Они впитывают все как губка и проявляют еще большую инициативу в исследовании и экспериментировании У детей в раннем возрасте экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Особенно это помогает отвлечь ребенка при адаптации. Когда ребенок плачет и все мысли его только о маме и почему она его здесь оставила, то я часто предлагаю ему поиграть сенсорную коробку, тазик с водой или с кинетическим песком. Ведь вода и песок оказывают релаксационное действие, снимают излишнюю тревожность и агрессивность Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются простые орудийные действия и сенсорные эталоны. Сенсорное воспитание – это развитие восприятий и формирование представлений о внешних свойствах предметов: (их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.) От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем. Поэтому тему своего самообразования я сформулировала так: сенсорное развитие детей раннего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность. Выдающиеся ученые, справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи: Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее), умения правильно применять данные действия. Помочь реб нку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл). Дать понятия об их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бь тся; бумага гладкая, мягкая, рв тся, промокает и так далее). Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие качества, свойства предметов и действия с ними. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение чувственного опыта со словом, формирование плана представлений. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины). Организовать включение сенсорного опыта в деятельность ребенка (предметную, продуктивную, трудовую). При этом главное внимание должно быть уделено тому, чтобы активизировать восприятие, обеспечить реализацию чувственного опыта. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствамиТаким образом, цель моей работы – это создание условий дляформирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
. Средства и методы деятельности: - изучить и проанализировать подборку методической литературы; - наблюдение в ходе игровой деятельности; - беседы; - игровая деятельность; - определить перечень; - разработать цикл занятий по развитиюсенсорных способностей черезопытно-экспериментальную деятельность с учетом возрастных особенностей детей ; -использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста
Содержание работы по созданию условий развития сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование
Этапы работы над проектом: 1 этап - начальный (констатирующий – диагностический (03.09. 2021- 01.10.2021г.) Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики уровня развития творческих способностей детей, выявление проблемы, изучение индивидуальных особенностей; 2 этап – основной (формирующий (01.10.2021 – 10.05.2022г.) Основной этап предполагает апробацию различных пед. технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. 3 этап – заключительный (контрольный) 10.05.2022. – 31.05.2022г.) Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. В нашей группе будут проходить традиционными выставки, акции, проекты, на которых родители являются активными участниками. Предполагаемые результаты работы: · Развитие у воспитанников более высокого уровня сформированности знаний о сенсорных эталонах. · Проявление интереса к объектам и явлениям живой и неживой природы, · формирование представлений о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира. · Овладение воспитанниками первичными умениями и навыками проведения элементарных опытов. · Расширение словаря детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы · Обогащениепредметно-развивающейсреды. · Созданиекартотекиметодическихматериалов. · Высокая активность родителей в совместной работе с воспитателем по теме проекта. · Повышение уровня педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсорном развитии детей Методическая литература: 1)Борисова Е.М. Ранее экспериментирование детей.//Молодой ученый.- 2016. 2) Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М.:Просвещение,20153 3)Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 2006. 4) Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.: 2010 5)Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста»,- М.: Мозаика – Синтез, 2009
Выводы: При работе в этом направлении дети станут любознательными, пытливыми, инициативными и мотивированными к исследованию. Стремление познать мир и стать более самостоятельными в этом познании, у них появится восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это является предпосылками для восприятия естественно-научных представлений. Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. Считаю очень важным моментом экспериментировать и исследовать на протяжении всего периода адаптации – для улучшения эмоционального фона и сплочения членов такого маленького коллектива Перспективы на будущее: • Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста; • Дополнение системы экспериментирования; • Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию
15 декабря 2024 в 20:01
Прикреплённые файлы:Документ: Педагогический образовательный проект««Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование» Описание файла:Файл называется: proekt-socializacija-cherez-syuzhetno-rolevuyu-igru-1_5he30.pdf Это официальный файл организации «Шевелева Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории. учитель- логопед первой квалификационной категории», в нём содержится Педагогический образовательный проект««Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование». Размер файла: 0,17 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.